четверг, 7 февраля 2013 г.

памятные места виталия лазаревича гинзбурга

То же можно сказать и о главном узле авторучки — о пере. Полностью восстановить гнутое или сильно изношенное перо невозможно. Да, и не нужно. Замена, только — замена.

Крепежная часть грип-секции (к которой относится и фидер) страдает от неправильного и грубого обращения. Я говорю о той части, на которой располагается резьба, соединяющая грип-секцию и баррель. По моему опыту весьма непрочная резьба у бюджетных авторучек Sheaffer. Но у недорогих ручек Parker дело обстоит не лучше. Повредить эту часть ручки легко, восстановить — очень непросто. Дело в том, что на хвостовике грип-секции нет пространства для реставрации резьбы. В случае повреждения выход один — замена.

С деталями фидера все гораздо проще. Фидер будет служить до тех пор, пока у него не повреждена резьбовая часть и не разношен вдрызг капилляр (что случается крайне редко). Старый фидер достаточно хорошенько вымочить в слабом растворе нашатыря, промыть в чистой воде и продуть. И деталь снова готова «к труду и обороне».

С колпачком все то же самое. Сломавшийся замок лучше заменить новым (в мастерской). Покрытие либо полируется, либо восстанавливается — как эмалевое. Потерявший упругость зажим тоже лучше заменить. Подгиб клипа ничего не даст — ослабевший зажим держать уже не будет.

Еще один популярный вид отделки — эмаль по металлу (обычно по латуни). Эмаль — покрытие прочное. Но и у него есть свой предел живучести. Неприятный момент заключается в том, что отреставрировать ручку со сколами эмали очень непросто. Обычно дело ограничивается тем, что место скола закрашивают в тон основного слоя эмали, заполняя впадину шпатлевкой или слоем клея. Кстати, если эмаль начала скалываться, с реставрацией следует поторопиться. Иначе сколы будут прогрессировать. И ручке потребуется серьезный ремонт.

Как ведут себя простые виды пластика — целлулоид, поливинилхлорид и так далее? Стареют быстро и быстро теряют вид. Более устойчива вулканизированная резина (из которой изготовлены баррели авторучек Caran d`Ache). Но в целом все виды пластика проигрывают акриловым смолам.

Очень устойчивы к появлению царапин и микротрещин баррели из шлифованного металла. Микронасечки, наносимые на металл при шлифовке, хорошо маскируют мелкие повреждения. Но и восстановить сильно изношенный баррель из шлифованного металла практически невозможно. Что есть, то есть.

Хуже всего сохраняется полированный металл. На поверхности полированной стали микроцарапины появляются моментально. Этот материал подвержен окислению. Под воздействием кислой среды человеческого пота с наших рук баррель постепенно темнеет. Восстановить потускневший и исцарапанный стальной баррель можно той же полировкой.

В плане износостойкости рекордсменом, как ни странно, считается пластик. А именно — акрил. Акриловая смола — материал пластичный и текучий. Поэтому мелкие царапинки самозатягиваются, сглаживаются. К тому же акрил хорошо полируется. Если исцарапанную ручку регулярно шлифовать мягкой фланелевой тряпицей, баррель снова станет блестящим и ровным (но не новым, конечно). А уж об основательной шлифовке специальным инструментом и говорить не стоит — внешний вид акрилового барреля восстанавливается до исходного состояния.

Первые признаки старения ручки — появление царапин и микротрещин на барреле и колпачке. Причем, на барреле эти следы появляются быстрей, поскольку материал, из которого изготовлен корпус ручки, постоянно контактирует с кожей нашей руки.

Помимо этого стареют и отдельные детали ручки. Например, со временем может потерять упругость зажим колпачка. «Устает» и даже разрушается замок колпачка — узел, который крепит колпачок на ручке в рабочем и транспортном положениях. Не вечен конвертор и резьбовое сочленение фидера и барреля. Короче, в авторучке есть, чему ломаться.

Следы старения хорошей ручки сродни патине, покрывающей бронзовую статуэтку. Их, эти следы, можно разделить всего на два основных вида — появление на деталях авторучки микротрещин и изменение цвета. Микротрещинами покрываются грип-секция ручки (место, за которое авторучка удерживается пальцами), баррель (корпус) и поверхность колпачка. Под воздействием влаги, выделяемой кожей нашей руки, темнеют металлические детали барреля и колпачка, а также металлические вставки на грип-секции (если они есть). Под воздействием чернил может измениться цвет стального пера.

Рабочую ручку можно лишь поддерживать в исправности. И — направлять процесс старения в нужное русло. Ручка все равно состарится. Но пусть она состарится постепенно, не травмируя хозяина неряшливым видом.

Что здесь на первом месте, а что на втором? Решать вам. Я же говорю именно о рабочем инструменте. О ручке, которая находится постоянно в работе. А потому сохранить авторучку в идеальном состоянии задача неразрешимая.

Приобретая новую авторучку (как и любую хорошую вещь), постоянно думаешь о том, как сохранить ее подольше в первозданном виде. Не очень хорошая идея, поскольку стремление уберечь, продлить жизнь ручки вступает в противоречие с назначением инструмента. Авторучкой нужно работать. Иначе она превращается в балласт, в глупую игрушку или в мертвый предмет коллекции. Но постоянная работа неизбежно приводит к износу основных узлов ручки, к появлению царапин, сколов на корпусе и других «боевых шрамов».

И все же физически они стареют. И это ужасно огорчительно, поскольку авторучка одна из тех вещей, к которым привязываешься. Как я буду жить без своего любимого Монблана? Так и буду — обходясь современными заменителями старой перьевой ручки. Или куплю новое перо, к которому привыкну, как привык к старому. И оно, это новое перо, тоже со временем состарится. И придет в негодность, если, конечно, не переживет меня и не отправиться на покой у моего потомка — внука или правнука.

Какой именно срок? Не такой уж и маленький, если сравнивать с человеческой жизнью. И — краткое мгновенье, если мыслить историческими категориями. Иная ручка способна пережить хозяина, тем более что прогресс в области перьевых инструментов остановился много десятилетий назад. Авторучки попросту не устаревают морально. Они могут служить своим владельцам многие десятилетия, не утратив потребительских качеств.

Вечных вещей, как известно, не бывает. Это касается и перьевой авторучки, которая лишь называется (или когда-то называлась?) «вечной». Никакая она ни вечная. Обычный инструмент для письма, который имеет ограниченный срок службы.

Рубрика: ( ) | Автор: moderator | Дата: 30-11-2012

Блог группы компаний "ЭЛКОД" » 2012 » Ноябрь

Комментариев нет:

Отправить комментарий