пятница, 1 февраля 2013 г.

держатель короны при венчании

Среди государственных регалий русских царей были короны или венцы, крест, скипетр, держава, бармы или диадема - специальное оплечье, украшенное запонами и изображениями святых, саадак - набор, состоящий из налуча и колчана и другие предметы, которые одевали во время различных торжественных церемоний, приема иностранных послов, поставления патриархов и др. Определенный ритуал существовал при венчании на царство. Непременным атрибутом его было надевание царского венца - короны, символа верховной власти. Вероятно, этот обычай, скорее всего, является заимствованным. Тем не менее, короне-венцу придавалось особое значение и она в русской традиции была предметом, передаваемым по наследству от государя к государю.Первое упоминание данного обычая относится ко времени великого князя московского Ивана Даниловича - внука Александра Невского, известного под именем Ивана Калиты (Иван I). Он правил с 1325 по 1341-е годы. По одним летописным сведениям Иван Калита благословил на царство своего старшего сына - Симеона Ивановича, по прозвищу Гордый, золотой шапкой. Среди других письменных источников эта шапка упоминается в духовных грамотах русских царей как движимое имущество, оставляемое наследникам. Впервые шапка упоминается среди дорогого платья и различных драгоценных предметов Ивана Калиты, которые он оставил как завещание своим детям. От Симеона - старшего сына, шапка перешла к его жене, а затем к Иоанну II, брату Симеона. Затем сыну последнего - Дмитрию Ивановичу Донскому. Дмитрий передал ее своему сыну - Василию Дмитриевичу. Таким образом, золотая шапка великими московскими князьями завещается старшим сыновьям, начиная с Ивана Калиты. В 1462 году об этой шапке упоминает Василий II по прозвищу Темный, а в 1498 году Иван III венчает этой шапкой на царство своего внука Дмитрия. Шапка становится символом, отражающим централизованную власть, сосредоточенную в Москве, и является свидетельством мощи русского государства, избавившегося к тому времени от так называемого татаро-монгольского ига. С Ивана III золотая шапка, получившая название "шапки Мономаха", становится символом высшей государственной власти. Ею венчаются на царство все русские цари до Петра I включительно. Последний, как известно, реформировал все стороны русской жизни и, в том числе, церемонию венчания на царство. Провозгласив в 1721 году Россию империей, он ввел обряд коронации с изменением форм государственных регалий. Так, перестали надевать бармы, заменив их специальной мантией, а шапку Мономаха уже не возлагали на голову императора, а несли впереди в торжественной процессии. Позднее, для коронации первой русской императрицы Екатерины I в 1724 году, была создана и первая русская корона из позолоченного серебра.Из русских царских венцов до начала XVII века сохранились лишь две - шапка Мономаха и шапка Казанская. Примечательно, что и та, и другая являются образцами татарской культуры и попали к русским царям от татарских ханов. Попутно отметим, что и другие царские регалии, вплоть до XVIII в., были созданы иноземными мастерами, работавшими в Кремлевских мастерских или же были непосредственно иностранного производства. Например, входившие в состав Большого государева наряда при Михаиле Федоровиче, держава и скипетр были изготовлены европейскими ювелирами во второй половине XVI века и местом их создания были придворные мастерские Рудольфа II в Праге. Предполагается, что они были привезены в Россию среди даров, поднесенных великим посольством Рудольфа II в 1604 году Борису Годунову. То же самое относится и к регалиям, изготовленным при царе Алексее Михайловиче, который заказал в 1657 году константинопольскому мастеру новые державу, скипетр, посох и бармы.Однако шапка Мономаха имела особое значение среди регалий русских царей. Об этом свидетельствует и тот факт, что в 1682 году для венчания на царство сразу двух братьев-соправителей, Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича, срочно изготовили "шапку Мономаха второго наряда". По форме она точная копия древнего венца. Но тулья у нее гладкая, украшенная лишь драгоценными камнями и жемчугом, в отличие от шапки Мономаха, тулья которой состоит из тончайшего сканого

Татарские шапки - короны русских царей

Вы также можете заказать разработку личного/родового или корпоративного герба, обратившись к автору.

Гербы современной России и стран мира. Теория геральдики, правила, история, развитие. Правила составления современных гербов.

/ / / / Татарские шапки - короны русских царей

Татарские шапки - короны русских царей / События, люди, интересное / - / Статьи / В МИРЕ ГЕРАЛЬДИКИ

Комментариев нет:

Отправить комментарий