пятница, 1 февраля 2013 г.

рисунок мальчик сломал дерево

1,66 Mb.страница3/7Дата конвертации14.11.2011Размер1,66 Mb.Тип ... Смотрите также:     3         Раздел 1 ^ Формирование целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках У ребенка дошкольного возраста появляется возможность решать наглядно-образные задачи благодаря сформированным к этому времени: представлениям о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в деятельности лю]дей; умению анализировать задачу; зрительной ориентировке в условиях практических проблемных задач; основным функ]циям речи - фиксирующей, сопровождающей, планирующей. Все это формируется у проблемных детей благодаря целенап]равленной коррекционной работе по развитию восприятия и на]глядно-действенного мышления. В методике по развитию наглядно-образного мышления де]тей важное место занимает формирование тесной связи между их практическим, жизненным опытом и наглядно-чувственны]ми представлениями, а также отражение этой связи в речевых высказываниях, фиксирующих этот опыт и обобщающих его результаты. В процессе формирования наглядно-образного мышления иепользуются следующие педагогические приемы: специаль]но созданная практическая ситуация и фиксация практических действий в речи ребенка; наблюдения за действиями сверстни]ков, а затем словесный отчет о последовательных действиях; прием припоминания; организация целенаправленных на]блюдений за явлениями природы; беседа; сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры; выбор и соотнесение иллюстрации с содержанием прочитанного текста; составление на фланелеграфе сюжета соответственно прочитанному тексту; составление рассказа по серии сюжетных картинок; отгадыва]ние загадок и др. мальчику, как достать мяч». В случае затруднения понимания изображенной ситуации педагог использует прием припомина]ния: «Вспомни, как ты доставал игрушку, которая была на высо]ком шкафу». Если этот прием не помогает выполнить задание, то создается реальная ситуация. Ребенка просят достать мяч со шка]фа, а затем рассказать о выполненном действии. После органи]зации практической ситуации ребенку снова предлагают рас]смотреть картинку и рассказать мальчику, как достать мяч. ^ ЗАДАНИЕ «ПОКОРМИ КРОЛИКА!» Оборудование: сюжетная картинка: на столе стоит клетка с кроликом. Недалеко находится стол, на котором - бан]ка с морковкой. Горлышко в банке - узкое, в банке - вода. Око]ло стола стоит задумчивый мальчик. Рядом на столе лежат предметы: вилка, ложка, деревянная палочка (см. рис. 8). Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин]ку, а затем рассказать мальчику, как достать морковку. В слу]чае затруднения создается реальная ситуация: ребенка просят достать морковку из банки, т.е. выполнить задание в нагляд]но-действенном плане. После этого ребенок рассказывает, как он выполнил задание, т.е. его подводят к более полному осмыс]лению ориентировочно - исследовательской деятельности и к установлению причинно-следственных отношений. Затем ре]бенку снова предлагают рассказать мальчику, как достать мор]ковку, т.е. выполнить задание в наглядно-образном плане. ^ ЗАДАНИЕ «НАПОИ ПТИЧКУ!» Оборудование: сюжетная картинка: на детском столе -птичка, к лапке которой привязана тесьма, рядом - «ложная» (не привязанная) тесьма. В углу стола - тарелочка с водой. Не]далеко стоит мальчик и смотрит на птичку (см. рис. 6). Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин]ку. Педагог объясняет: «Птичка хочет пить. Мальчик не зна]ет, как ее напоить. Расскажи мальчику, как это сделать». В тех случаях, когда ребенок пытается взять в руки птичку и подне]сти к тарелочке, либо тарелочку к птичке, надо сконцентриро]вать его внимание на целостном восприятии ситуации: «Давай рассмотрим, что здесь нарисовано». Педагог жестом указыва]ет на птичку, потом на тесемки, тарелочку и говорит: «Поду]май, как можно приблизить птичку к тарелочке? А теперь рас]скажи мальчику, как надо достать птичку». ^ Серия 1 Задания на формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению На начальном этапе важно сформировать у детей умение воспринимать изображенную на картинке ситуацию как цело]стную, умение воспроизводить в знакомых ситуация мыслен]ное оперирование образами-представлениями, опираясь на свой реальный практический опыт. ^ ЗАДАНИЕ «ДОСТАНЬ МЯЧ!» Оборудование: сюжетная картинка: комната, в кото]рой находится высокий шкаф, детский стол, большой и малень]кий стулья. На полу, на ковре, сидит маленький мальчик, иг]рушек у него нет. Мяч лежит на шкафу. Мальчик, сидя на ковре, тянется к мячу ручками (рис. 12). Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин]ку и рассказать,

Е. А. Стребелева Формирование мышления

Раздел 1 ^ Формирование целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках

Комментариев нет:

Отправить комментарий