Следы общего индоевропейского культа Близн
1 – Ютландский полуостров, эпоха бронзы; 2 – Среднее Подунавье, первая половина I тысячелетия до Р. Х.; 3 – Херсонес; 4 – Иран, V век до Р.Х.; 5 – Россия, деталь ткацкого станка, XVIII век.
Солярные символы близнечества. (по А. Голану):
Еще ранние земледельцы эпохи бронзы выражали эту двоичность годового цикла знаком двух солнц (летнего и зимнего), а декоративный мотив в виде двух солярных розеток или крестов был широко распространен в эпоху Античности и Средневековья (Голан, 1994, С. 132-135). Но нераздельность состоящего из двух противоположных половин годового цикла приобрела еще большую выразительность в символике двух противообращенных голов единого мифологического существа – зверя или птицы, сопровождающего солнечный диск.
Так и близнечная пара, или понятие двоичности, на протяжении нескольких тысячелетий оставалось устойчивым мифологическим мотивом, пронизавшим верования многих народов. Как следует из новейших исследований, повсеместное появление этого понятия определилось постоянством характеристик земного климата. В индоевропейских языках более древними являются слова, обозначающие теплое и холодное времена года. Они появились намного раньше, чем обозначения самого года и промежуточных сезонов.
Языки этих племенных групп с течением времени все заметнее рознились между собой, мифологические сказания и религиозные представления приобретали все большую самобытность, но память о некогда единых мировоззренческих постулатах продолжала жить. Недаром упоминания об одних и тех же доисторических событиях и героях сохранились и в велесовых книгах волхвов Древней Руси, и в скандинавских сагах, и в Авесте древних иранцев, и в Ригведе – древнеиндийской священной истории. А корни многих исландских, греческих и русских слов обнаруживаются в санскрите.
Поэтому в числе зародившихся в неолите мировоззренческих символов, выражавших мифологическое сознание наших далеких предков, графическое отражение единства и борьбы противоположностей занимает немаловажное место. Как считают многие ученые, эволюция доисторической символики шла от знака к образу, и поэтому двуглавого орла можно считать последним по времени и наиболее выразительным в художественном отношении этапом развития парных (близнечных) символов, окончательно сформировавшихся в мифологии древних индоевропейцев. В результате длительного процесса расселения этих многочисленных племен по просторам Евразии происходило их неизбежное разделение на отдельные этнокультурные группы: индоариев, иранцев, хеттов, кельтов и славян, германцев и литовцев, греков, фригийцев и других.
Истоки генезиса двуглавого орла, каким мы привыкли его видеть в исторических гербах Московского царства и Российской империи, а также в современных гербах Российской Федерации и ряда других государств, прослеживаются в культуре неолита. Древнейший миф о космическом яйце, расколовшимся на две одинаковые части – земную и небесную, и тем самым положившем начало мирозданию, засвидетельствовал постижение человеком двойственности, дуалистичности окружающего его мира - единого, но состоящего из множества противоположностей.
Данная статья представляет собой скорее пояснения к обширному изобразительному ряду, чем законченную научную гипотезу. Рисунки и фотографии подчас способны рассказать о геральдике гораздо больше, чем слабо проиллюстрированный текст, возможно, и безупречный с научной точки зрения. Так пусть же число иллюстраций восполнит все академические погрешности и несовершенства этой работы. * * *
Большинство исследователей единодушно склоняются к византийским истокам популярности двуглавого орла, провозглашенного ими государственным символом Восточной Римской империи. Но была ли в действительности фантастическая птица имперским символом? И откуда она прилетела на берега Босфора? Геральдисты России в числе прочих также не могут похвастаться систематическими исследованиями этих вопросов, но ряд дореволюционных и опубликованных в последнее время работ, а также личные наблюдения автора позволяют связать воедино некоторые разрозненные факты и тем самым расширить представление читателей о существующей исторической проблеме.
Происхождение и история двуглавого орла теряется в глубине безмолвных тысячелетий, да и известные нам письменные источники Средних веков не в состоянии приоткрыть наиболее интригующие этапы развития этого общеизвестного символа. Двуглавый орел присутствует в государственной и родовой геральдике многих стран и народов, но до сих пор не существует единой и общепризнанной версии его столь широкой распространенности в европейской символике.
Если бы у Патриарха, как у президента страны, полномочия ограничивались четырехлетним сроком, самое время было бы начинать подведение итогов и готовиться к новым выборам. Но по уставу РПЦ должность Патриарха пожизненна, и щекотливая процедура переизбрания ему не грозит: в отличие от мирских политиков он не обязан регулярно отстаивать мандат доверия избирателей и тем более отчитываться перед ними. Вместе с тем три года за штурвалом церковного корабля знаковый рубеж, дающий повод не только для очередных торжеств, но также для анализа основных итогов, в том числе утраченных иллюзий и тех сюрпризов, которые успел преподнести Церкви и обществу Патриарх Кирилл.
Православные новости
Двуглавый орел в русской символике. Часть 1 | Интересное
Комментариев нет:
Отправить комментарий